Целью учебной дисциплины является формирование эколого-энергетических представлений устойчивого развития у будущих специалистов, усвоение теоретических знаний и практических навыков для снижения воздействия на окружающую среду при использовании современных более чистых технологий. Полученные знания сформируют современные принципы природопользования для решения природоохранных и ресурсосберегающих задач, а также правильный подход к решению проблем эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на основе мирового опыта и государственной политики Р. Беларусь в области энергосбережения.
Задачи учебной дисциплины
Задачами учебной дисциплины являются:
- дать представление об основных принципах функционирования природной окружающей среды на примере материального круговорота веществ и распределения энергии в экосистемах;
- сформулировать представление о природных ресурсах;
- изучить особенности взаимодействия промышленного производства и природной среды;
- освоить основы управления природопользованием, включая вопросы экологического нормирования, использования нормативно-правовых инструментов, экологического контроля на предприятиях и др. методы;
- дать представление об экономическом стимулировании экологически устойчивого производства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- закономерности функционирования природных экосистем и биосферы;
- особенности взаимодействия производства и окружающей природной среды;
- экологические проблемы, возникающие в результате производства (загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов);
- методы управления природопользованием с целью снижения антропогенного воздействия и организации устойчивого производства;
- основные направления государственной политики в области энергосбережения;
способы производства, транспорта и потребления тепловой и электрической энергии, а также основные пути повышения их эффективности;
- экологические и экономические проблемы энергетики и основные пути их решения;
уметь:
- оценить уровень, последствия загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов;
- прогнозировать последствия антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- обосновать выбор методов снижения воздействия на окружающую среду;
- использовать нормативно-правовые документы в области охраны окружающей среды;
- реализовывать системный подход к организации энергоэффективности,
- осуществлять оценку технологических процессов и устройств, с точки зрения их энергоэффективности;
- пользоваться приборами учета, контроля и регулирования тепловой и электрической энергии;
- внедрять в практическую деятельность современные информационные технологии, формировать и использовать базы данных энергоэффективных технологических процессов, агрегатов и устройств;
- использовать и пропагандировать основные методы энергосбережения и повышения энергоэффективности;
владеть:
- анализом критериев качества окружающей среды;
- методиками определения состояния окружающей среды;
- методами определения энергосбережения и энергоэффективности производства.