Целью учебной дисциплины является формирование эколого-энергетических представлений устойчивого развития у будущих специалистов, усвоение теоретических знаний и практических навыков для снижения воздействия на окружающую среду при использовании современных более чистых технологий. Полученные знания сформируют современные принципы природопользования для решения природоохранных и ресурсосберегающих задач, а также правильный подход к решению проблем эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на основе мирового опыта и государственной политики Р. Беларусь в области энергосбережения.

Задачи учебной дисциплины

Задачами учебной дисциплины являются:

- дать представление об основных принципах функционирования природной окружающей среды на примере материального круговорота веществ и распределения энергии в экосистемах;

- сформулировать представление о природных ресурсах;

- изучить особенности взаимодействия промышленного производства и природной среды;

- освоить основы управления природопользованием, включая вопросы экологического нормирования, использования нормативно-правовых инструментов, экологического контроля на предприятиях и др. методы;

- дать представление об экономическом стимулировании экологически устойчивого производства.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- закономерности функционирования природных экосистем и биосферы;

- особенности взаимодействия производства и окружающей природной среды;

- экологические проблемы, возникающие в результате производства (загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов);

- методы управления природопользованием с целью снижения антропогенного воздействия и организации устойчивого производства;

- основные направления государственной политики в области энергосбережения;

способы производства, транспорта и потребления тепловой и электрической энергии, а также основные пути повышения их эффективности;

- экологические и экономические проблемы энергетики и основные пути их решения;

уметь:

- оценить уровень, последствия загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов;

- прогнозировать последствия антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- обосновать выбор методов снижения воздействия на окружающую среду;

- использовать нормативно-правовые документы в области охраны окружающей среды;

- реализовывать системный подход к организации энергоэффективности,

- осуществлять оценку технологических процессов и устройств, с точки зрения их энергоэффективности;

- пользоваться приборами учета, контроля и регулирования тепловой и электрической энергии;

- внедрять в практическую деятельность современные информационные технологии, формировать и использовать базы данных энергоэффективных технологических процессов, агрегатов и устройств;

- использовать и пропагандировать основные методы энергосбережения и повышения энергоэффективности;

владеть:

- анализом критериев качества окружающей среды;

- методиками определения состояния окружающей среды;

- методами определения энергосбережения и энергоэффективности производства.